Напомним, что вступивший в силу Федеральный закон № 79 («О гаражной амнистии») позволил фактическим владельцам гаражных боксов и земельных участков, расположенных под ними, стать их законными собственниками.
Первым шагом на пути оформления права собственности станет замена в ЕГРН вида объекта недвижимости: вид объекта «помещение гаража» будет изменен на вид «здание с назначением гараж». При этом следует учитывать, что зданиями признаются «одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами».
Заявление в орган регистрации прав на внесение данного изменения в записи Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) может подать как собственник гаража или земельного участка, занятого гаражом (либо лицо, уполномоченное решением собрания ГСК), так и исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления. Заметим, что изменение вида объекта недвижимости осуществляется только на основании заявления указанных лиц, при этом технический план здания не предоставляется.
В заявлении о кадастровом учете изменений в отношении принадлежащего на праве собственности помещения, используемого как гараж, необходимо указать причину («в силу части 1 ст. 18 ФЗ № 79»).
В выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, вид которого изменен, отразится информация следующего содержания: объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением «гараж».
Следующим шагом при оформлении права собственности на здание гаража является подача заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под зданием гаража, в региональный орган государственной власти либо в местную администрацию.
В настоящее время в ЕГРН внесено около 300 записей о праве собственности на земельные участки под гаражами.
– «Гаражная амнистия», действующая до 1 сентября 2026 года, позволит омичам избежать штрафные санкции за самовольное занятие земельных участков, расположенных под зданиями гаражей, и их снос, – пояснил заместитель директора ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Вячеслав Иванов.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
С 1 марта вступили в действие изменения в ст. 77 Земельного кодекса РФ, внесенные ФЗ № 299, позволяющие владельцам КФХ построить жилой дом на земельном участке сельскохозяйственного назначения, поставить его на государственный кадастровый учет и зарегистрировать в ЕГРН права собственности на него.
Однако новым законом предусмотрены определенные ограничения по параметрам строительства жилого дома и его эксплуатации. В частности, на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения допускается строительство только одного жилого дома с количеством этажей, не более трех (высотой 20 метров), площадь застройки должна составлять не более 0.25 % от площади земельного участка. Кроме того, при строительстве жилого дома должны соблюдаться градостроительные нормы и правила для строительства жилых домов.
Фермерский участок с расположенным на нем домом не подлежит разделу на самостоятельные участки меньшей площади. Площадь исходного земельного участка сельскохозяйственного назначения должна быть сохранена. Таким образом, выделение части земельного участка с жилым домом в натуре законом запрещается.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на жилой дом осуществляются в упрощенном порядке на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и технического плана жилого дома.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.
Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий субъектов землепользования, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам пользования и охраны земель.
Росреестр является органом административной юрисдикции, осуществляющим государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков, их нецелевого использования, незаконных действий и решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении в пользование государственных и муниципальных земель, а также за своевременным и полным исполнением предписаний об устранении допущенных нарушений земельного законодательства.
Управлением Росреестра по Омской области в 2021 году проведено 1601 контрольное мероприятие в рамках федерального государственного земельного надзора (1131 проверка и 470 обследований в отношении 1251 земельного участка). В результате проверок выявлено 731 нарушение требований земельного законодательства, явившееся основанием для возбуждения 386 административных дел с привлечением к административной ответственности 337 субъектов землепользования с применением мер в виде штрафа на общую сумму 5315,62 тыс. рублей.
По материалам муниципального земельного контроля возбуждено 118 административных дел на общую сумму штрафов 1992,11 тыс. рублей.
Кроме того, государственными инспекторами Управления в 2021 году проверена деятельность 15 местных администраций на предмет соблюдения требований законодательства при исполнении функции по распоряжению земельными участками и выявлено 270 нарушений.
Следует отметить, что самовольное занятие земельных участков под различные виды предпринимательской деятельности и нарушение со стороны органов местного самоуправления сроков предоставления объектов землепользования являются самыми распространенными и массовыми нарушениями земельного законодательства.
Управлением в целях устранения выявленных нарушений в адрес собственников и землепользователей направлено 384 предписания, 496 предписаний (299 – за 2020 год) исполнены в установленный срок. По 60 предписаниям Управление продлило срок исполнения.
– Правовая охрана земель и надзор за соблюдением земельного законодательства являются эффективными мерами, направленными на рациональное использование земельного фонда и его защиту от вредного воздействия, – прокомментировал заместитель руководителя Управления Росреестра Владимир Созонтов.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.
В рамках своих полномочий территориальные органы Росреестра осуществляют контрольно-надзорную деятельность, в том числе контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).
Такой контроль за деятельностью СРО согласно ст.23.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, в рамках которых проверяется соблюдение СРО требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность СРО.
По состоянию на 31 декабря 2021 года в государственном реестре СРО содержатся сведения об одной саморегулируемой организации, функции по контролю и надзору за которой возложены на Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление) – Ассоциация арбитражных управляющих «Арсенал» (ранее – Ассоциация «Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих», далее – Ассоциация).
В мае 2021 года центральным аппаратом Росреестра при участии сотрудника Управления проводилась плановая проверка Ассоциации. По результатам проверки составлен акт, который послужил основанием для привлечения Управлением Ассоциации к административной ответственности по части 5 статьи 14.52.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В поступивших в минувшем году в Управление 8-ми обращениях (жалобах) на действия подконтрольной СРО отсутствовали достаточные данные, позволяющие должностному лицу Управления инициировать проведение внеплановой проверки в отношении СРО. По результатам рассмотрения обращений заявителям даны разъяснения.
Кроме того, к полномочиям органа контроля, которым является Управление, относится также право на возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях установлен в ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В 2021 году от граждан, органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц в Управление поступило 195 жалоб по вопросам деятельности арбитражных управляющих и иных обращений.
По 46 обращениям проведены административные расследования и составлены протоколы об административных правонарушениях, по 18 обращениям вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
Всего в минувшем году должностными лицами Управления возбуждено 75 дел об административных нарушениях в отношении арбитражных управляющих. По результатам проведения расследований составлено 72 протокола об административных правонарушениях.
Наиболее часто арбитражными управляющими при исполнении своих обязанностей допускаются следующие нарушения: неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по направлению сведений, подлежащих обязательному размещению на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и опубликованию в газете «Коммерсантъ»; несоблюдение периодичности проведения собраний кредиторов; неисполнение обязанности по закрытию (открытию) расчетного счета должника; нарушение порядка ведения реестра кредиторов; неполное отражение сведений в своих отчетах; неисполнение обязанности по направлению кредитору отчета арбитражного управляющего; несвоевременное проведение анализа финансового состояния должника, описи его имущества и др. Именно такие нарушения стали поводом для привлечения арбитражных (финансовых) управляющих к административной ответственности в 2021 году.
По результатам рассмотрения заявлений Управления, в том числе не рассмотренных в 2020 году, Арбитражным судом Омской области вынесено (вступили в силу в 2021 году):
– 28 решений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 750 000 рублей;
– 5 решений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде дисквалификации на срок до 6 месяцев;
– 22 решения о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде предупреждения;
– 10 решений об освобождении арбитражных управляющих от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного ими административного правонарушения.
При анализе административных наказаний, назначенных судом по результатам рассмотрения заявлений Управления в 2021 году о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, можно отметить тенденцию к смягчению наказаний, увеличению количества административных наказаний в виде предупреждения.
Светлана Чебакова,
начальник отдела
по контролю (надзору) в сфере СРО
Управления Росреестра
по Омской области.
Управлением Росреестра по Омской области 24 февраля проведено заседание коллегии, на котором рассмотрены результаты работы за 2021 год.
В коллегии приняли участие руководство филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, представители региональных органов власти, прокуратуры Омской области, главного федерального инспектора по Омской области, Общественного совета при Управлении.
В рамках заседания рассматривались актуальные вопросы достижения в регионе целевых показателей «Дорожной карты» по наполнению ЕГРН сведениями, реализации Федеральных и региональных целевых программ, повышения качества государственных услуг, завершения процедуры массовой кадастровой оценки и другие.
Участниками коллегии отмечено, что в 2021 году на территории Омской области на 7 % (399311) увеличилось количество обращений за получением государственных услуг в учетно-регистрационной сфере, из которых более 58 % подавались в электронном виде. На начало текущего года в ЕГРН доля отсутствующих сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН составляет 0.12 % об общего числа учтенных объектов недвижимости.
Отмечена положительная динамика по показателям государственного земельного надзора, в частности, на 22 % увеличилось количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий, на 10 % - выявленных нарушений земельного законодательства и 5 % - доля взысканных штрафов.
В связи с повышением уровня открытости ведомства и информированности граждан в 2021 году на 9 % уменьшилось количество поступивших обращений и жалоб на действия должностных лиц.
По результатам обсуждения проблемных вопросов, влияющих на достижение целевых показателей экономического развития Омского региона, члены коллегии приняли важное решение о расширении сферы сотрудничества и оказания взаимной помощи с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления при реализации общих задач.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.