Профилактика правонарушений является одним из новых приоритетных направлений в контрольно-надзорной деятельности.
Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны. Целью государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований исполнения земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В целях выявления нарушений на территории Омской области государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления проводятся плановые и внеплановые проверки.
С 2018 года Управлением применяется риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков. Установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска.
Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет. Срок проведения названных проверок – не более 17 рабочих дней. В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Для проверки информации о наличии признаков нарушения законодательства проводятся выезды специалистов Управления – государственных земельных инспекторов Омской области – в целях административного обследования земельных участков. В ходе административного обследования сотрудники Управления могут проверить границы участков без участия собственников и без непосредственного доступа на участок.
Если в результате административного обследования выявляются признаки нарушения земельного законодательства, организуется внеплановая проверка. В этом случае собственник заблаговременно уведомляется о проверке, а все проверочные мероприятия проводятся только в его присутствии.
В случае получения сведений о готовящихся нарушений или признаках нарушений обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Напоминаем, чтобы избежать подобных ситуаций, границы земельных участков должны соответствовать сведениям, содержащимся в ЕГРН.
В результате проверок, проведенных в 2019 году, государственными инспекторами по использованию и охране земель выявлено 1202 нарушения соблюдения требований законодательства Российской Федерации (за 2018 год – 1380), в том числе 410 нарушений выявлены в деятельности органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков.
Кроме того, государственными инспекторами в 2019 году проведено 865 проверок исполнения предписаний (в 2018 году – 1088), по их итогам 597 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства исполнено, нарушения устранены (в 2018 году исполнено 738 предписаний), возбуждено 268 дел об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП РФ (в 2018 году – 311).
Татьяна Леднева,
специалист 1 разряда
отдела государственного
земельного надзора
Управления
Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
по Омской области.