Не секрет, что ранее статьей 18 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) предусматривалось при каждом обращении на государственную регистрацию юридического лица обязательное предоставление в регистрационный орган выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При этом государственными регистраторами предъявлялись определенные требования к заявителю. Срок выписки из ЕГРЮЛ не мог превышать 14 календарных дней, что создавало определенные неудобства обратившемуся за регистрацией. Нужно было не только заранее посетить Инспекцию Федеральной налоговой службы и получить выписку перед заключением сделки, но и оплатить соответствующую пошлину.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, в соответствии со статьёй 16 Закона о регистрации являлся кадастровый паспорт объекта. Представление кадастрового паспорта не требовалось только в том случае, если паспорт, план или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание объекта (а в случае регистрации прав на земельный участок – кадастровый паспорт или кадастровый план участка), ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

В настоящее время законодатель исходит из того, что физические и юридические лица, обращающиеся в регистрационный орган, не должны обивать пороги многочисленных государственных структур. С этой целью в законы, и, в частности, в Закон о регистрации внесены соответствующие изменения. Последняя редакция закона предусматривает, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации, если они (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления или организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, за исключением случаев, если эти документы в соответствии с требованием закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в перечень документов, определенный Федеральным Законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Что касается кадастрового паспорта, его предоставление в настоящий момент не требуется, так как сведения о постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет находятся в ведении регистрирующего органа. В нашем регионе таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

Наталья Абдуразакова,
заместитель начальника отдела
регистрации прав
на объекты недвижимости жилого назначения
Управления Росреестра
по Омской области,
государственный регистратор.